Печать 

ДОКТОР БАРНС И ЕГО КОЛЛЕКЦИЯ.

Есть за Филадельфией маленький городок Мерион, спрятавший свои роскошные особняки под сенью вековых деревьев, за живыми, вечнозелёными изгородями. В одном из таких парков в 1925 г, по проекту французского архитектора Поля Крета, было построено здание, хранящее бесценные сокровища живописи, скульптуры, прикладного искусства, антиквариата. Построил здание и собрал эти сокровища доктор Альберт Барнс.

Барнс был из категории людей, которые «сделали себя сами». Он родился в рабочем районе Филадельфии в 1872г. Скромность достатка не помешала ему после успешного окончания школы закончить Пенсильванский университет и получить степень доктора. Затем лекции в Берлинском университете, работа в фармакологической компании и знакомство с немецким учёным Германом Хиллом. В 1902 г. они вместе основали фармацевтическую компанию «Барнс и Хилл» и стали выпускать антисептическое лекарство Аргерол, спасшее много жизней в допенициллиновую эпоху и заложившее основу будущего богатства Барнса. В 1908 г. Барнс выкупил у партнёра его часть компании и основал филиалы по производству и продаже лекарств и оборудования в Филадельфии, Лондоне и Австралии. Успех этого предприятия определил его огромное состояние.

Доктор Барнс изучал не только медицину и фармакологию. Он интенсивно изучал философию, историю искусств, что привело его к формированию собственной теории исскуства и образования, к созданию концепции обучения основам понимания искусства. На его предприятиях рабочие слушали лекции по искусству и знакомились с экспонатами, входившими в коллекцию доктора.

В этой коллекции 180 полотен Ренуара, 69 – Сезанна, 60 – Матисса, что свидетельствует о полноте отражения творчества этих мастеров. В 1923 г. Барнс стал первым покупателем полотен талантливейшего Хаима Сутина, что избавило художника от жестокого голода. В коллекции работы Мане, Моне, Дега, Пикассо, Модильяни, Ван Гога, полотна старых мастеров: Джорджоне, Тинторетто, Тициана, Эль Греко, Шардена и других. В музее богатое собрание произведений африканского искуства, ювелирных украшений индейцев, превосходные экземпляры старинной мебели, керамики, металлических изделий ручной ковки. Коллекция размещена не традиционно, как принято в музеях. Вместо этого картины различных эпох объединены с другими предметами в уникальные ансамбли, иллюстрирующие взаимосвязь между пластическими элементами искусства: цвет, свет, линия, форма. До самой смерти в 1951 г. доктор Барнс работает над размещением своей коллекции, над книгами об искусстве и художниках. Его фонд включает 12 акров сада, который является частью образовательной программы.

По завещанию Барнса картины не должны были никогда покидать здание музея, но в 1993 г. для 60 картин было сделано исключение. Они отправились в путешествие по Европе, Азии, Америке, их увидели более 5 миллионов человек и они заработали 16,2 миллионов долларов, 12 из которых ушли на реставрацию здания музея.

К сожалению, у музея возникла проблема: обитатели роскошных особняков не хотят видеть толпы туристов, приезжающих познакомиться с одной из лучших коллекций произведений искуства. После многочисленных судов принято решение перенести коллекцию в другое, специально построенное здание уже не в г. Мерион, а в Филадельфии. Это гораздо большее помещение, где размещаются реставрационные мастерские, есть место для кафе, больше простора для посетителей. Старое здание не продают, оно остаётся в фонде Барнса.

С новосельем, любимый музей!